Освещение дорог: свет и безопасность на федеральных автомобильных дорогах

Виды ламп

Освещенность зданий, парков, дачных участков напрямую зависит от мощности и степени защищенности от влаги используемых ламп.

Лампы накаливания

Известная всем лампа накаливания конструктивно состоит из цоколя, нити накаливания и колбы, заполненной инертным газом. При подаче электрической энергии нить накаливания нагревается, тем самым создавая свечение.

Такие лампы редко используются для наружного освещения, так как обладают большой теплопотерей, соответственно для создания необходимого светового потока требуется приложить большие мощности.

Лампа накаливания

Светодиодное

Светодиодные светильники прочно вошли на рынок и прославились своей экономичностью. Сегодня все больше компаний применяют их для реализации своих проектов.

Наружные LED-светильники состоят из множества светодиодов, которые излучают световой поток при прохождении через них электрического тока.

Благодаря широкому спектру моделей возможна их установка на фасадах зданий, точечных светильниках, подсветках; реже используются в уличных фонарях.

Светодиодные светильники

КЛЛ

Компактные люминесцентные лампы по своей конструкции и принципу действия схожи с газоразрядными лампами. Её отличие в изогнутом трубчатом исполнении колбы и встроенной ПРА.

Люминесцентные лампы известны малым потреблением электрической энергии. Они обладают высокой светоотдачей и стабильным световым потоком. Применяются для освещения парков, придомовых территорий, фасадной или декоративной подсветки.

Лампа типа КЛЛ

Дополнительные особенности наружной подсветки

К примеру, в РФ принят Федеральный Закон №131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007), в котором приписана ответственность власти за создание уличного типа освещения на территории муниципалитета. По этому закону, а также ряду других законодательных документов, местная власть должна следить не только за правильной организацией уличного освещения, но и за поддержанием системы в работоспособном состоянии.

На деле за наружным освещением территории дома должны следить государственная служба ЖКХ (отдельные его подразделения), а также подразделения энергетических компаний для реализации технических стороны освещенности улиц. За их работу должна вносить плату территориальная администрация. Также отвечать за уличное освещение домов и прилежащих к ним территорий могут и другие организации, с которыми было заключено соответствующее договоренность, или компании, на балансе которых числится инженерная система конкретного населенного пункта.Именно эти организации определяют следующие параметры уличного освещения придомовой территории:

  • продолжительность работы осветительных приборов в ночное время суток;
  • количество фонарей, которые будут установлены возле дома и прилегающей к нему территории;
  • в какое время будет происходить включение света.

Поэтому, если на улице по каким-либо причинам нет освещения, нужно обращаться в вышеперечисленные организации и компании, которые для каждого отдельного района населенного пункта буду отличаться. Конечно, на вопрос «куда обращаться или жаловаться, если нет света во дворе дома» можно ответить по-разному.

На сегодняшний день освещение придомовой территории может вестись несколькими способами.Первый вариант организации подсветки двора предполагает размещение настенного светильника над козырьком подъезда.

Освещение входа в подъезд

Здесь может использовать любой тип светильника, а также источника света (светодиодные, люминесцентные и др.)

В последнее время для этих целей стали использовать экономные источники света, которые позволяют экономить электроэнергию, что очень важно для данного типа подсветки.Такой вариант подсветки позволяет осветить только площадку перед входом

Второй вариант подсветки

При этом светильники должны быть расположенными к горизонту под углом 25 градусов. Такой вариант подсветки дает в разы большую площади подсветки двора, которая захватит не только площадку перед подъездом, но часть проезжей части.Третий вариант освещения двора. Он предполагает применение использование обоих видом осветительных приборов, описанных в предыдущих вариантах.

Третий вариант подсветки двора

Кроме этого, для подсветки придомовой территории используют фонари торшерного типа. Расстояние между ними также регламентируется нормативными документами, как и нормы освещенности. С помощью таких осветительных приборов, размещенных вдоль дороги, можно качественно осветить проезжую часть, а также детские площадки и стоянки, размещенные во дворе многоквартирного дома.

Освещение двора фонарями

Поскольку осветительные приборы наружной подсветки придомовой территории любого многоквартирного здания могут располагаться в пределах досягаемости человека, без использования дополнительных средств (например, лестниц), то нужна дополнительная защита светильников от вандалов. В связи с этим все осветительные установки, размещенные на территории двора многоквартирного дома, должны быть оснащены антивандальными приспособлениями.

Антивандальная защита светильника

Она позволит предотвратить преждевременное повреждение светильника.

Предлагаем ознакомиться Водитель легкового автомобиля должностные обязанности

Нормы освещения пешеходных пространств

Класс объекта по освещению

Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов

Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, посадочные площадки общественного транспорта, детские площадки и места отдыха во дворах

Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов

Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений

Второстепенные проезды, дворы и хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов

Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов

Для удовлетворения требований к уличному освещению необходимо ответственно подходить к выбору уличных светильников

Они должны быть устойчивы к воздействиям окружающей среды: работать в широком температурном диапазоне, иметь защиту от влаги и пыли, отличаться простотой монтажа и длительным сроком эксплуатации и, что немаловажно, экономно расходовать электроэнергию

Основные преимущества светодиодных светильников ДиУС и ДиУС-Ш:

· Работают при температуре от -60 до +40 °С

· Вариативность способов крепления и легкий монтаж

Контроль

Согласно Федеральному Закону РФ No 131-ФЗ, все улицы, дороги, бульвары, мосты, а также территории промышленных предприятий, коммунальных организаций, жилых микрорайонов, кварталов и домов находятся под контролем органов местного самоуправления.

Организация исправного освещения на вышеперечисленных объектах – задача местного значения. Согласно статье 16 РФ за расписание, в котором указан порядок освещения объектов в темное время суток, должна отвечать администрация городского округа. Но поддерживать освещение должны собственники объектов.

Освещением территории города занимаются энергоснабжающие организации — городские электросети. Они относятся к коммерческим организациям. Электросети предоставляют услуги электроснабжения, предварительно заключив договор с собственниками объектов, местной администрацией, физическими или юридическими лицами.

Специализированные компании, с которыми местная администрация заключила договор должны осуществлять строительство, эксплуатацию, обслуживание, а также ремонт сетей и линий электропередач. В случае, если вы получили отказ органов местного самоуправления решить возникшую проблему, можно подать заявление в суд.

Кто отвечает

Согласно Федеральному Закону No 131, за исправное освещение бульваров, улиц, дорог, мостов, промзоны, парков и дворов отвечают муниципальные (местные) органы или государственные органы. Они заключают с обслуживающими энергоснабжающими компаниями договор, по условиям которого происходит освещение улиц города.

За поддержание установленных в черте города фонарей в рабочем состоянии и за обслуживание осветительного оборудования отвечают коммерческие организации. Имеются в виду электросети или местные энергоснабжающие компании, с которыми заключался договор. Контролировать деятельность коммерческих предприятий должна местная администрация города.

Нет света во дворе

При отсутствии освещения на дворовой территории, граждане РФ имеют право обратиться в местную администрацию. Руководствоваться надо Федеральным Законом РФ N 131-ФЗ, где указано, что организацией уличного освещения должны заниматься органы местного самоуправления. Требования к порядку организации освещения закреплены в ГОСТе.

Если во дворе нет света, необходимо жаловаться в орган местного самоуправления — администрацию муниципального образования. Они уполномочены решать вопросы местного значения, в том числе в их обязанности входит поддерживать освещение на улицах и во дворах города.

В жалобе необходимо сослаться на пункт 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, в котором имеется перечень обязанностей органов местного самоуправления. В этот список входит пункт обеспечение надежного энергоснабжения населения. Лучше, если жалоба будет коллективной, для этого к ней надо прикрепить более 20 подписей жителей дома. Ответ должен прийти в течение месяца.

Не стоит судиться с органами из-за 2-3 неработающих лампочек в фонарях. Принимать кардинальные меры рекомендуется, если во дворе совсем нет света или осветительное оборудование неисправно, несмотря на что его не ремонтируют.

Если необходимо заменить 1-3 лампочки, можно обратиться в комитет городского хозяйства Администрации. Они могут проконтролировать, чтобы соответствующие коммунальные организации решили возникшую проблему.

Управление наружным освещением

В городах,как правило, наружным освещением управляют централизовано из диспетчерского пункта. Рекомендации по организации управления наружным освещением содержатся в п.п. 6.5.1…6.5.9; 6.5.19…6.5.29 ПУЭ, издание 7, п.п. 7.43, 7.44 СП 52.13330.2011 и п.п. 3.21…3.35 СН 541-82.

Включение и выключение наружного освещения осуществляется по заранее установленному расписанию. Ориентировочно включение производят при уменьшении естественной освещенности до 20 лк и отключение при увеличении освещенности до 10 лк.

В настоящее время внедряются методы управления освещением с использованием радиосигналов. Особенно это актуально для сельских поселений, состоящих из нескольких удаленных друг от друга небольших сел.

При проектировании наружного освещения обособленных объектов могут также предусматриваться программируемые контроллеры, в программу которых закладывают расписание включения и выключения освещения на год. Такой контроллер может быть установлен непосредственно в ШУНО.

Иногда такие контроллеры используют для отключения части светильников, установленных на опоре. Например, установленный на опоре прожектор (или группа прожекторов), подключенный к сети наружного освещения, освещает находящийся рядом памятник. Но в час ночи прожектора планируют отключать, так как в это время людей на улице мало. Контроллер может выполнить эти функции.

Требования к установке светильников

Как правило, светильники для освещения автодорог устанавливаются на столбах освещения, соединённых воздушной линией (ВЛ) электропередачи. Если предполагается обслуживать приборы с телескопической вышки, то они располагаются выше проводов ВЛ или на уровне нижних проводов ВЛ. В обоих случаях расстояние по горизонтали от светильника до ближайшего провода линии электропередач должно быть не менее 0.6 м. Если же обслуживание светильников будет происходить иным способом, то они устанавливаются ниже ВЛ. При этом расстояние от светильника до ближайшего провода должно быть не менее 0.2 и 0.4 метров по вертикали и горизонтали соответственно.

При подвеске светильников на тросах необходимо принять меры для исключения их раскачивания под воздействием ветра.

Размещение опор

Опоры установок освещения дорог, улиц и площадей должны располагаться на определённом расстоянии от лицевой грани бортового камня (бордюра) — фактической границы проезжей части — до внешней поверхности опоры:

  • не менее 1.75 м в случае отсутствия бортового камня (бордюра);
  • не менее 1 м на магистральных улицах и дорогах с интенсивным транспортным движением;
  • не менее 0.6 м на иных улицах и дорогах;
  • не менее 0.3 м при условии отсутствия на дороге городского транспорта и грузовых машин.

Для дорог, расположенных на территории промышленного предприятия, рекомендуется устанавливать опоры освещения не менее чем в 1 м от кромки проезжей части. Хотя и допускается уменьшение этого расстояния до 0.6 м.

Если дорога имеет разделительную полосу шириной не менее 4 м, допускается установка опор освещения по центру разделительных полос.

На дорогах, имеющих кюветы, допускается устанавливать опоры за кюветом, если расстояние от неё до кромки проезжей части не превышает 4 м.

Опоры на пересечениях и примыканиях улиц и дорог рекомендуется устанавливать на расстоянии не менее 1.5 м от начала закругления тротуаров, не нарушая при этом линии установки опор.

Если опора устанавливается на мостах и транспортных эстакадах, то следует располагать её в створе ограждений в стальных станинах или на фланцах, прикрепляемых к несущим элементам сооружения.

Если улица или дорога имеет «зелёное ограждение» — посаженные рядами деревья, то светильники должны устанавливаться вне крон деревьев на удлинённых кронштейнах, обращённых в сторону проезжей части, или на тросовой подвеске.

Для надёжной ориентации водителей и пешеходов в тёмное время суток светильники в ряду следует располагать так, чтобы образуемая ими линия однозначно указывала направление дороги или улицы.

Высота установки светильников

Высота установки осветительных приборов над проезжей частью должна быть не менее 6.5 м. Для освещения транспортных развязок и площадей допускается установка светильников на высоте 20 м и более (но не менее 10 м от дорожного покрытия верхнего уровня развязки) при условии обеспечения безопасности их обслуживания — опускание светильников, устройство специальных площадок и т.п.

В выполненных из негорючих материалов парапетах и ограждениях мостов и эстакад допускается размещать приборы освещения на высоте 0.9 — 1.3 м над проезжей частью при условии обязательной защиты от доступа к токоведущим частям, лампам и пускорегулирующим аппаратам. Также следует обеспечить защитный угол светильника не менее 10 градусов.

Ограничение светового потока

На улицах, дорогах и в транспортных зонах площадей, для которых нормируют освещённость, ограничивают силу света светильников в установке под углами 80 и 90 градусов от вертикали в направлении водителей предельными значениями равными 30 и 10 кд соответственно на 1000 лм светового потока светильника.

При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65 градусов от вертикали. Сила света светильника под углами 80, 85 и 90 градусов от вертикали в направлении водителей на должна превышать предельных значений, равных 50, 30 и 10 кд соответственно на 1000 лм его светового потока.

Виды осветительных сетей

Осветительные сети выполняют либо воздушными с использованием проводов СИП, либо кабельными линиями, проложенными в траншеях. В черте городской застройки провода СИП используют с изолированным нулевым проводом по ГОСТ Р 52373-2005. Обозначения проводов СИП за последние 10 лет претерпели большие изменения, о которых можно прочитать в статье Самонесущие изолированные провода (СИП). Следует учесть, что нельзя подвешивать провода осветительной сети над детскими и спортивными площадками.

Во многих городах в настоящее время преимущество отдается кабельным линиям, проложенным в земле. Используют бронированные кабели, которые укладывают в траншеи на глубине 0,7 метра. Желательно кабели для обеспечения возможности их замены в процессе эксплуатации прокладывать в ПНД трубах. При пересечении кабельной линией асфальтированных пешеходных дорожек, проезжей части улиц и дорог, а так же подземных коммуникаций, кабели в месте пересечения прокладывают в жестких, например, асбестоцементных трубах. С каждой стороны от края пересекаемой подземной коммуникации необходимо оставлять как минимум 1 метр трубы. Иначе при разрытии траншеи для ремонта пересекаемой коммуникации труба, защищающая кабель осветительной сети, повиснет на нем и не обеспечит сохранность кабеля. При пересечении проезжей части дорог необходимо проложить резервную жесткую трубу. Наиболее проблематичны сближения и пересечения с теплоцентралями, ширина которых составляет величину в несколько метров. Следует использовать любую возможность, что бы избежать такого пересечения, вплоть до изменения трассы кабельной линии освещения, либо использования на этом участке воздушной линии.

Информацию о габаритах траншей в зависимости от количества проложенных в них кабелей, особенностях прокладки кабелей в земле и объемах земляных работ можно найти в Типовом альбоме  Прокладка кабелей напряжением до 35 кВ в траншеях (Шифр А5-92), выполненном институтом ТЯЖПРОМЭЛЕКТРОПРОЕКТ.

Проект осветительной сети наружного освещения выполняют на топографических планах, на которых отображены наземные сооружения и подземные коммуникации. Для выполнения проекта необходимо знать все условные обозначения, которые использованы на плане освещаемого участка местности. В настоящее время планы выполняют в соответствие с пособием Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500.

В Москве приняты свои условные обозначения подземных коммуникаций, которые можно изучить по справочнику Условные знаки для топографических планов масштаба 1:500 (правила начертания).

В данных справочниках содержатся все необходимые пояснения относительно подземных коммуникаций: как определить тип подземных инженерных сетей и глубину их прокладки. Некоторые подземные коммуникации выполняют в масштабе плана, некоторые отображают тонкой линией с указанием диаметра коммуникации. Знание условных знаков позволяет проложить кабельные линии в соответствие с нормами.

При расстановке опор на топографических планах и прокладке кабельных линий в земле необходимо выполнять нормы по допустимым расстояниям между кабелями, опорами, существующими подземными коммуникациями, фундаментами зданий, дорогами, кустами и деревьями. Эти нормы содержатся в Таблицах 3, 15 и 16 Свода правил СП 42.13330.2011 и в п.п. 6.3.8…6.3.14 ПУЭ, издание 7. Проект сети освещения следует выполнять в соответствие с требованиями ГОСТ 21.607-2014.

Кроме того нельзя допускать выполнение работ в охранных зонах высоковольтных кабельных линий без согласования с их владельцами. Охранные зоны определяют по ГОСТ 12.1.051-90.

Нормы и требования по освещению

Чтобы грамотно нормировать освещение, нужно строго следовать СанПиН и иным нормативным документам. Все требования можно условно поделить на касающиеся собственно освещенности и относящиеся к качеству света. Общие для всех отраслей требования:

  • освещенность достаточна для каждого человека;
  • работник может регулировать освещение — направлять свет в нужную сторону, менять его интенсивность;
  • кроме искусственного света обязательно присутствует естественный;
  • все светильники на потолке, стенах должны быть приглушенного цвета, лампочки не вызывают зрительного дискомфорта.

Освещение при работе за ПК

Долгая, ежедневная работа с компьютером часто вызывает снижение зрения у сотрудников. Такие проблемы можно исключить или замедлить, соблюдая нормы и рекомендации:

  • световой поток — 300 Лк;
  • яркость элементов в осветительных приборах менее 200 кд/кв.м.;
  • коэффициент естественного освещения (КЕО) — от 1,2%;
  • расположение окна сбоку от места работы;
  • наличие индивидуальных приборов освещения в комплексе с общими, если последних не достаточно;
  • расположение локальных источников света справа от экрана;
  • отсутствие бликов на мониторе;
  • равномерное распределение луча света по столу и монитору.

Коэффициенты отражения окружающих поверхностей

Отражение от поверхностей — важный показатель при организации рабочего места. Коэффициент отражения поверхности означает способность основания отражать падающий световой поток. Он равен отношению света, отраженного от поверхности, к общему падающему световому потоку. Такие коэффициенты давно рассчитаны (в зависимости от материала цифры могут варьироваться):

  • пол — 0,2-0,4;
  • стены — 0,5-0,8;
  • потолок — 0,7-0,9;
  • стол, рабочая поверхность — 0,2-0,7.

Нормы освещения на производстве

Существуют определенные рекомендации по нормированию освещения в производственных помещениях. Они сильно отличаются в зависимости от точности и сложности работ. Например, для швеи, грузчика и сборщика мелких электротехнических изделий нормы совершенно разные. На производстве организация рабочих мест подчиняется таким требованиям:

  • отсутствие статических и динамических теней на месте работы (они являются фактором травматизма);
  • отсутствие бликов, отраженного блеска, излишней яркости, которые слепят сотрудников;
  • стабильная, немигающая подсветка;
  • верная цветопередача лампочек;
  • физическая прочность приборов, их стойкость к вибрированию, износостойкость.

Нормы по освещенности для разных производственных отраслей:

Разряд по зрительной работе Характеристика работы Освещенность, Лк (в зависимости от подразрядов а,б,в,г)
1 Наивысшей точности 400-1250
2 Очень высокой точности 300-750
3 Высокой точности 200-500
4 Средней точности 200-300
5 Малой точности 200-300
6 Грубая 200
7 Наблюдение за работой 20-75

Подразряды уменьшают норму по освещенности. Так, при подразряде а — постоянной работе, она выше, далее снижается при подразряде б (постоянное пребывание в помещении с периодическим трудом), в (периодическое пребывание на работе и периодический труд), г (наблюдение за коммуникациями, оборудованием).

Отраслевые нормы искусственного освещения

Кроме сведений СНиП, которые являются общими, есть ряд отраслевых документов, разрабатываемых специальными институтами. Они устанавливаются в зависимости от типа отрасли после анализа ее специфики, и только затем переходят в разряд рекомендаций. При отсутствии конкретных отраслевых норм придется пользоваться общими.

Все нормативы в промышленности зависят от точности зрительных работ, которая делится на 7 разрядов в зависимости от величины объекта работы и сложности труда. Например, точные работы (1-4 разряды) подразумевают наличие объекта размером от 0,15 мм (наивысшая точность) до 5 мм (средняя точность). Пятый разряд (малой точности) может включать работу со светящимися объектами.

При делении работ по сложности внутри разряда учитывается цвет фона, ведь он влияет на коэффициент отражения (так, черный цвет имеет самый низкий коэффициент отражения). Нормы обязательно учитывают следующие факторы:

  • длительность работы;
  • напряженность труда;
  • степень разрешения задачи — различение или поиск;
  • число объектов в поле зрения;
  • возраст сотрудников;
  • квалификация сотрудников.

Нормы освещения пешеходных пространств

Класс объекта по освещению

Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов

Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, посадочные площадки общественного транспорта, детские площадки и места отдыха во дворах

Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов

Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений

Второстепенные проезды, дворы и хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов

Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов

Для удовлетворения требований к уличному освещению необходимо ответственно подходить к выбору уличных светильников

Они должны быть устойчивы к воздействиям окружающей среды: работать в широком температурном диапазоне, иметь защиту от влаги и пыли, отличаться простотой монтажа и длительным сроком эксплуатации и, что немаловажно, экономно расходовать электроэнергию

Основные преимущества светодиодных светильников ДиУС и ДиУС-Ш:

· Работают при температуре от -60 до +40 °С

· Вариативность способов крепления и легкий монтаж

Нормы уличного освещения в городе

Ниже приведем перечень норм освещения в городе. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.

p, blockquote 25,0,0,0,0 –>

Высота размещения светильников на улицах городов, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением следует принимать с учётом высоты подвешивания контактных проводов по СП 98.13330.2012. Но в любом случае высота установки светильников должна быть не менее 8 м. до головки рельса для трамвайных путей и не менее 9 м от уровня проезжей части для троллейбусных маршрутов. Таблица взята

p, blockquote 26,0,0,1,0 –>

Нормы уличного освещения

p, blockquote 27,0,0,0,0 –>

Освещаемые объекты Средняя освещенность Еср, лк не менее Распределение освещенности Емин / Еср не менее
1 А1. Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города (за пределами центра города) — с пропускной способностью более 10 000 ед/ч 30 0,35
2 А2. Прочие федеральные дороги и основные улицы (за пределами центра города) — с пропускной способностью 7 000 — 9 000 ед/ч 20 0,35
3 А3. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1(в центре города) — с пропускной способностью 4 000 — 7 000 ед/ч 20 0,35
4 А4. Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра (в центре города) — с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч 20 0,35
Магистральные дороги и улицы районного значения. Клас дороги — Б
5 Б1. Основные дороги и улицы города районного значения (за пределами центра города) — с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч 20 0,35
6 Б2. Основные дороги и улицы города районного значения (в центре города) — с пропускной способностью 2 000 — 5 000 ед/ч 15 0,35
Улицы и дороги местного значения. Клас дороги — В
7 В1. Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением (жилая застройка за пределами центра города) — с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч 15 0,25
8 В2. Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах и выход на магистрали (жилая застройка в центре города) — с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч 10 0,25
9 В3. Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон (в городских промышленных, коммунальных и складских зонах) — с пропускной способностью 500 — 2 000 ед/ч 6 0,25
Обособленный трамвайный путь
10 Обособленный трамвайный путь 10

p, blockquote 28,0,0,0,0 –>

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

1Область применения

Настоящий стандартустанавливает нормы и методы расчета стационарного искусственногоосвещения автомобильных дорог общего пользования (далее — дороги)вне населенных пунктов, включая объекты дорожного и придорожногосервиса.

Настоящий стандартприменяют при проектировании и эксплуатации вновь устраиваемого илиреконструируемого стационарного искусственного освещения дорог.

Настоящий стандарт нераспространяется на:

-освещение дорог, не относящихся к автомобильным дорогам общегопользования, таких как дороги промышленных, строительных, лесных ииных производственных предприятий, дороги, предназначенные длявременного использования, дороги, расположенные в специальных зонахотчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно вспортивных целях;

-освещение автодорожных тоннелей и проездов под путепроводами;

-архитектурное, функционально-декоративное и рекламное освещениеэлементов обустройства дорог, расположенных в пределах полосыотвода и на придорожной полосе.

Современные LED технологии.

Однако, следует избавиться от иллюзии, что такие светильники не требуют сервисного обслуживания. Несмотря на заверения производителей, после 5ти летней эксплуатации 1% даже качественного оборудования выходит из строя. Громоздкие и тяжелые осветительные приборы подлежат демонтажу и отправке на завод изготовитель, а на их место монтируются новые, что приводит к удорожанию обслуживания.

Некоторые крупные производители предложили свежее решение данной проблемы. Они разработали и запустили в серию линейку новых светильников, позволяющих производить замену как источника света, так и источника питания по месту проблемы без демонтажа конструкции.

Нормативные документы при разработке освещения дорог

При установке новых и реконструкции существующих систем необходимо руководствоваться действующими нормами освещения автомобильных дорог:

  1. ГОСТ Р 55844-2013.
  2. ГОСТ Р 56239-2014.
  3. ГОСТ 33176-2014.
  4. ГОСТ Р 55706-2013.
  5. СП 52.13330.2016.
  6. ГОСТ Р 58107.1-2018.
  7. ПНСТ 28-2015.
  8. ГОСТ IEC 60598-2-3-2012.

В стандартах, которые касаются освещения автомобильных дорог, указываются следующие требования:

  • Равномерное освещение без участков с затенением, светильники должны быть расположены на расстоянии до 45 м друг от друга.
  • Формируемый поток света должен быть достаточным, но не избыточным, ведь это чревато ослеплением водителей, пешеходов, что неминуемо приводит к дорожно-транспортным происшествиям на дороге.
  • Световой пучок должен быть направлен непосредственно на дорогу, в противном случае его эффективность резко снизится.
  • Для широких дорог важна сочетаемость светильников между собой. Нужно это для того, чтобы каждая полоса и обочины были качественно освещены. То же самое нужно обеспечить на примыканиях автомобильных дорог.
  • Чтобы выделить участки повышенной аварийности, сложные повороты, сужения дорог, пешеходные переходы, следует откорректировать яркость либо цветность осветительных приборов.

Рекомендации специалистов

При создании автомагистральной системы освещения светотехническое оборудование необходимо размещать на конкретных участках.

Параметры, от которых зависит размещение и количество точек световых источников:

  • назначение дорог – проселочная, автомобильная магистраль, городская дорого, улица, пр.;
  • характеристики автодорожного полотна;
  • категория НП, через который проходит автомагистраль – мегаполис, ПГТ, село и пр.

Зависимо от участка дороги будут отличаться и устанавливаемые осветительные приборы:

  • для второстепенных автомобильных дорог применяются уличные фонари, мощность источников света находится в пределах 70-250 Вт;
  • для автомагистралей с несколькими полосами движения авто в одном направлении мощность светильников должна составлять от 250 до 400 Вт.

Аварийное освещение нормы проектирования

В современных нормах и правила проектирования освещения различают запасное или вспомогательное освещение  и аварийное освещение. Запасное освещение несет функции общего освещения в случае аварийного отключения электроснабжения основной осветительной сети и обеспечивает проведение работ по восстановлению основного освещения или другого вида аварии. Резервирование электропитания производится за счет использования электрогенераторов, которые подают электроэнергию в том числе и на линию запасного освещения. По правилам должен быть гарантирован уровень освещенности не менее 10% от основного рекомендуемого рабочего освещения для данного вида деятельности.

Нормы аварийного освещения установлены следующими нормативными документами:

Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ (последняя редакция)

Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 N 384-ФЗ (последняя редакция)

СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*

Аварийное освещение ПУЭ пункт. 6.1.23

Нормы освещения улиц, дорог и площадей

Пропускная способность, тыс. ед/ч

Средняя освещенность дорожного покрытия Еср, лк, не менее

Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города

Прочие федеральные дороги и основные улицы

Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1

Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра

Основные дороги и улицы города районного значения

Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением

Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали

Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон

Принципы классификации

В основном все автодороги подвергаются классификации прежде всего по принципу того, как осуществляется движение и насколько легкий доступ к ним обеспечен. Если рассматривать категории дорог с этой позиции, можно выделить 3 основных класса:

  • автомагистраль;
  • скоростное шоссе;
  • обычная дорога.

Каждая из них имеет свои подклассы, то есть подразделяется на виды в зависимости от географического положения:

  • районные;
  • областные;
  • территориальные;
  • региональные;
  • национальные;
  • международного сообщения;

Конечно, такое деление является довольно условным, на практике же все несколько сложнее. Дело в том, что каждая страна принимает свои категории и признаки деления — в России, например, категорий дорог пять, а на Украине — всего четыре.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессионал и Ко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: