Содержание
1 Область применения………………………………………………………. 1
2 Нормативные ссылки………………………………………………………. 1
3 Термины и определения…………………………………………………….. 2
4 Типы, основные параметры и размеры …………………………………………. 2
5 Технические требования…………………………………………………….. 9
6 Комплектность и правила приемки ……………………………………………..11
7 Методы контроля и испытаний………………………………………………………11
8 Маркировка, транспортирование и хранение……………………………………..12
ГОСТ 17538—2016
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КОНСТРУКЦИИ И ИЗДЕЛИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЛЯ ШАХТ ЛИФТОВ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ
Технические условия
Reinforced concrete constructions and products for lift shafts of residential buildings. Specifications
Дата введения — 2017—06—01
Монтаж устройства управления лифтом, вводного устройства
Установку устройства управления лифтом поз.1 рис.40 производить согласно монтажному чертежу.
Установку вводного устройства поз.2 рис.40 производить согласно монтажному чертежу. Вводное устройство крепят на стене машинного помещения на болтах или на дюбелях, или приваривают к закладным деталям. Вертикальность установки проверяют по отвесу.
Установку комплекта преобразователя частоты выполнять согласно монтажному чертежу и требованиям паспорта устройства.
Допускается различные варианты крепления, в зависимости конструктивных особенностей машинного помещения.
Монтаж противовеса
При монтаже в неперекрытой шахте, каркас противовеса с предварительно вставленными чугунными вкладышами строительным краном подается в шахту. Направляющие противовеса вводят во вкладыши башмаков, и противовес опускают в приямок на буфер с использованием проставки или на упор, обеспечивающие после монтажа тяговых канатов получение необходимого зазора между опорной поверхностью нижней балки и буфером противовеса согласно монтажному чертежу. При этом необходимо учесть первоначальную вытяжку канатов.
Каркас противовеса загрузить грузами 12 (рис.16), установив сяжку 16 на половине высоты укладки грузов. Местные зазоры между грузами допускаются не более 5 мм. Грузы не должны иметь трещин и сколов. Количество грузов уточняется последующей балансировкой(см. пукнт 3.5.1.17). Грузы закрепить уголками 15.
При монтаже в перекрытой шахте, разобранный противовес подается и собирается в шахте в зоне верхней остановки и устанавливается на балки, закрепленные к строительной части. Положение противовеса должно обеспечивать возможность монтажа тяговых канатов.
Об устройстве гидравлических и пневматических лифтов
Гидравлические лифты появились в XIX веке. Принцип работы такой машины состоит в том, что в вертикальном цилиндре находится поршень, который приводится в движение благодаря гидравлическому маслу, нагнетаемому насосом. В итоге кабина лифта поднимается тросами.
Скорость у гидравлических лифтов, как уже говорилось, небольшая. Также к минусам относят высокий уровень шума и дороговизну. Обычно такие механизмы устанавливают в малоэтажных зданиях. Если говорить о преимуществах этих грузоподъёмных машин, то стоит сказать о плавности подъема.
Если же оценивать оборудование гидравлических лифтов с точки зрения специалистов, а не пассажиров, то здесь речь пойдёт о простоте монтажа. Установить лифт можно при наличии всего одной несущей стены.
Напоследок расскажем о пневматических лифтах, которые именуют также аэролифтами. Устройство такого лифта исключает блоки, кабели и поршни. Помимо этого не нужно строить машинное отделение.
Аэролифт движется за счёт разницы давления, которое создаёт турбина и вакуумный насос. Опускается платформа из-за действия силы тяжести.
Электрооборудование машинного помещения
5.5.9. Проходы обслуживания между фундаментами или корпусами электрических машин, между электрическими машинами и частями здания или оборудования в машинных помещениях, кроме помещений для малогрузных (до 160 кг) подъемников, должны быть шириной не менее 1 м в свету. Допускаются местные сужения проходов между выступающими частями машин и строительными конструкциями до 0,6 м.
Допускается не более чем с двух сторон уменьшить до 0,5 м ширину прохода обслуживания электрических машин; со сторон машины, не требующих обслуживания, расстояние не регламентируется.
5.5.10. В машинных помещениях проходы обслуживания должны отвечать следующим требованиям:
1. Ширина (в свету) прохода обслуживания с передней и задней сторон панели управления должны быть не менее 0,75 м. При ширине панели управления не более 1 м и возможности доступа к панели с обеих сторон расстояние от выступающих частей задней стороны панели до стены машинного помещения допускается уменьшить до 0,2 м, а при ширине панели более 1 м или наличии доступа к панели с одной боковой стороны — до 0,5 м.
Панель управления, у которой монтаж и демонтаж электрических аппаратов и подсоединение к ним проводов производятся только с передней стороны, допускается устанавливать вплотную к стене машинного помещения, а также в нишах глубиной не более толщины панели вместе с аппаратурой управления.
2. Расстояние от неогражденных неизолированных токоведущих частей, расположенных на высоте менее 2 м по одну сторону прохода, до стены и оборудования с изолированными или огражденными токоведущими частями, расположенными по другую сторону прохода, должно быть не менее 0,75 м.
3. Расстояние между неогражденными токоведущими частями, расположенными на высоте менее 2 м на разных сторонах прохода, должно быть не менее 1,2 м.
5.5.11. На щите управления каждого лифта должен быть установлен аппарат, отключающий первичную цепь и цепь управления. В машинном помещении непосредственно у входа должен быть установлен вводный аппарат для снятия напряжения со всей лифтовой установки.
5.5.12. В машинном помещении у входа необходимо предусматривать свободный проход шириной не менее 1 м.
Производство лифтовых шахт
Процесс производства шахты сложный и состоит из двух основных этапов: проектировка и непосредственно процесса изготовления шахты и ее составляющих. Для каждого конкретного объекта строительства лифтовые шахты изготавливаются по индивидуальной системе проектирования. При этом инженеры учитываю грузоподъемность кабины, а также цель ее использования. Чаще всего шахты – это железобетонные конструкции, они могут быть разнообразных форм и характеристик, в зависимости от места, в котором будет установлен лифт.
В процессе изготовления шахт и кабин лифта должны соблюдаться требования, описанные в ГОСТе 18103-84 «Установки для изготовления железобетонных объемных блоков санитарно-технических кабин и шахт лифтов».
Важным моментом при планировании шахты является проведения анализа прочности несущих конструкций сооружения с целью выявления оптимальной нагрузки, которое сможет выдержать здание.
Опорой для конструкции шахтового пространства в большинстве случаев являются несущие конструкции самого строения. Другие случаи предполагают создание фундамента под лифт.
Шахта должны быть отделена от примыкающих к ней лестниц и площадок, на которых могут находиться люди или оборудование, стенами и другими перекрытиями, обеспечивающими достаточное расстояние для безопасной перевозки. При этом она может быть полностью или частично огражденной, а также иметь сетчатое (несплошное) ограждение.
Устройство лифта
Система лифта состоит из:
Кабины лифта – это закрытое купе лифта, в котором перемещается пассажир лифта, высота кабины обычно 2100-2200 миллиметров, размер кабины лифта должен позволять с удобством перевозить нескольких пассажиров
Дверей лифта – в пассажирских лифтах есть лифтовые двери кабины лифта и двери шахты лифта
Направляющих лифта — лифтовые направляющие из стали по которым движется кабина и противовес лифта (вес направляющих лифта около 50 кг/метр)
Лебедки лифта — это привод лифта, который дает лифту скорость
Троса лифта — канаты лифтовые, на которых подвешена кабина лифта. Тяговый канат лифта имеет 14 кратный запас прочности. Канаты для лифтов специальные, изготавливаются из стальной проволоки
Станции управления лифта — мозг лифта, который им управляет и задает скорость лифта, задает ускорение кабины лифта и управляет схемой лифта
Устройств безопасности лифта
Ограничителя скорости – лифтового устройства, которое контролирует скорость движения лифта
Ловителей лифта — улавливающих заклинивающих захватов лифтовой кабины. Обязательны для современного лифта
Паспорта лифта — технического документа, который обязан иметь каждый лифт. В паспорте лифта указывается вся необходимая информация о лифте
Что нужно знать о проектировании лифтовых шахт в жилом доме
Прежде, чем приступить к разработке проекта шахты лифта, изначально определяют место для ее возведения. Наиболее удачным из всех вариантов установки подъемного устройства считается обозначение участка для его размещения еще на стадии проектирования здания. Зачастую сложности у проектировщиков и строителей возникают в том случае, когда нужно возвести шахту в здании, уже довольно успешно эксплуатируемом его владельцами. Но самый главный нюанс состоит именно в том, что при строительстве такого объекта не предусматривался вопрос относительно его обустройства подъемным оборудованием. В такой ситуации специалистам нашей компании приходится наиболее тщательно, с учетом всех основных деталей подходить к решению довольно сложной задачи.
Одним из обязательных моментов в проектировании лифтовых шахт считается расчет основных параметров, который нужно выполнять с особой точностью и детализацией
В частности специалистами уделяется большое внимание прочностным характеристикам материала, из которого возведены несущие конструкции в предполагаемом месте монтажа лифта. Необходимость принятия наиболее верных планировочных решений зависит от высокого уровня профессионализма сотрудников нашей компании. Так, к расчетам габаритных размеров шахт добавляется выбор материала, из которого будет произведено строительство пространства для установки кабины и прочих элементов лифтового оборудования
Как правило, для этих целей оптимально походит кирпич, железобетон или металлокаркасная конструкция. Если первый вид строительного материала больше подходит для зданий не выше 5 этажа, то железобетонные шахты практически всегда возводятся в высотных новостройках. При проведении строительных работ наши инженеры, успешно создающие проекты лифтовых шахт, занимаются также контролированием этого процесса
Так, к расчетам габаритных размеров шахт добавляется выбор материала, из которого будет произведено строительство пространства для установки кабины и прочих элементов лифтового оборудования. Как правило, для этих целей оптимально походит кирпич, железобетон или металлокаркасная конструкция. Если первый вид строительного материала больше подходит для зданий не выше 5 этажа, то железобетонные шахты практически всегда возводятся в высотных новостройках. При проведении строительных работ наши инженеры, успешно создающие проекты лифтовых шахт, занимаются также контролированием этого процесса.
Классификация грузовых лифтов
Грузовые лифты можно классифицировать по нескольким признакам.
По грузоподъемности и размерам грузовые лифты бывают:
- Стандартные. Подразумевают возможность перевозки груза вместе с оператором или другим сопровождающим персоналом. Грузоподъемность такого лифта — от 250 до 6000 кг. Размеры стандартного грузового лифта (площадь платформы) составляют в среднем 1,5 квадратных метра.
- Малые. Размеры малых грузовых лифтов позволяют использовать эти устройства исключительно для перевозки грузов — высота не превышает 1250 мм, а грузоподъемность составляет 5-250 кг.
- Грузовые подъемники — автомобильные, стояночного или шахтного типа.
Каждый из выше перечисленных типов грузовых лифтов имеет разные области применения. Например, на складах используют стандартные грузовые лифты, чтобы тяжелые грузы могли сопровождать сотрудники. При этом в подвальных помещениях устанавливают тротуарные грузовые лифты — они выходят из шахты на поверхность, отличаются большими размерами и позволяют перемещать грузы вместе с транспортом.
Малые грузовые лифты устанавливают преимущественно в заведениях общепита для подъема продуктов питания. Их также используют в библиотеках и на небольших складах. Людей на малых грузовых лифтах транспортировать запрещено.
Грузовые подъемники предназначены для перемещения тяжелого оборудования и материалов, используются на подземных автомобильных стоянках и в шахтах.
Существует еще одна разновидность — грузопассажирские лифты. Их устанавливают в многоэтажные жилые дома. Грузопассажирские лифты отличаются большой площадью и широким проемом дверей кабины, позволяют транспортировать и людей, и грузы.
По скорости различают следующие виды грузовых лифтов:
- тихоходные — до 1 метра в секунду;
- быстроходные — 1-2 метра в секунду;
- скоростные — 2-4 метра в секунду;
- высокоскоростные — больше 4 метров в секунду.
По типу привода бывают:
- Электрические грузовые лифты — привод работает от силы тока. Эти лифты не имеют ограничений в плане высоты подъема грузов.
- Гидравлические грузовые лифты — работают благодаря давлению масла в гидроцилиндре. Гидравлические лифты используют в невысоких помещениях, например, в больницах, аэропортах, железнодорожных вокзалах, так как высота подъема таких устройств ограничена 30 метрами. Главный плюс гидравлических грузовых лифтов — они способны перемещать грузы не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости.
Виды лифтов
По области применения лифты делятся на пассажирские, грузовые и специальные, по типу привода – на электрические и гидравлические. Упрощенно пассажирский лифт с электроприводом представляет собой кабину, подвешенную на стальных канатах в вертикальной шахте. Установленная в машинном помещении лебедка наматывает канаты на барабан, и кабина движется по направляющим, укрепленным на стенах шахты (угол наклона к вертикали при этом составляет не более 15 градусов). Конечно, современные лифты шагнули далеко вперед по сравнению с этой классической моделью: у электрических лифтов нового поколения машинное отделение, в котором находится главный силовой механизм, может размещаться над, под, сбоку или сзади шахты на любой остановке.
Есть сегодня и электрические лифты без машинного помещения: в этом случае имеющий форму диска приводной двигатель либо крепится прямо к направляющим, либо встраивается в дверную раму на верхнем этаже. Кроме того, сегодня активно внедряется система Twin, позволяющая двум независимым кабинам перемещаться в одной шахте. Они расположены одна над другой и используют одни рельсы и двери.
Каждый лифт имеет собственный привод с ведущим шкивом и собственный противовес, и кабины могут независимо друг от друга подъезжать к этажам, находящимся друг над другом. Такая система обеспечивает высокую пропускную способность при наличии в задании двух и более основных посадочных этажей (например, фойе, приемные, подземные парковки). Движение гидравлических лифтов осуществляется в результате поступательного движения штока.
Гидравлика требует машинного отделения, потребляет довольно большое количество масла и имеет ограничение по высоте подъема – не более 20 м. Плюсы такого типа привода – в экономии электроэнергии (она тратится только на подъем кабины, спуск же происходит без ее потребления) и низкой статической и динамической нагрузке на здание.
Кроме того, именно лифты с гидравлическим приводом позволяют реализовать сложные архитектурные и технологические решения: например, когда требуется установить полностью круглую (в горизонтальном сечении) кабину, выполнить выходы на смежных стенах кабины или сделать лифт без шахты. Гидравлические лифты также пользуются спросом у владельцев 3–4-этажных особняков, двухуровневых квартир, подземных и наземных гаражных хозяйств. В последнем случае гидравлический привод используется для перемещения по вертикали не только людей, но и машин, позволяя создавать полностью автоматизированные паркинги.
Основные компоненты лифтов
Для расположения лифтов в зданиях предусмотрены специальные конструкционные элементы. Они включают в себя непосредственно саму шахту, помещение машин и механизмов, а также определенное количество посадочных этажей. Поэтому лифтовые шахты являются неотъемлемой составной частью в каждом многоэтажном здании. На особенности их конструкции влияет расположение, тип здания и устанавливаемого оборудования.
Основной конструкцией каждого лифта является кабина. Все кабины бывают панорамными, каркасными и самонесущими. В ее состав входит потолок, пол, стены, приборы управления и освещения. В верхней части устанавливаются устройства, обеспечивающие безопасность.
Уравновешивание массы кабины производится с помощью противовеса, представляющего собой раму и грузы. Соединение кабины с противовесом осуществляется тяговыми канатами. Их вертикальное движение происходит под действием лебедки через тяговые канаты и канатоведущий шкив. Конструкция лебедки включает электродвигатель с редуктором, а также подрамник и электромагнитный тормоз.
Непосредственное управление лифтом производится с помощью специальной станции. Она приводит в действие все механизмы и осуществляет контроль над их работой. На каждом этаже установлены двери, открывающие и закрывающие вход в шахту. Контроль и безопасность дверей обеспечивается специальными датчиками.
Движение кабины происходит по направляющим, выполненным в виде рельсов. Таким образом, кабина и противовес двигаются ровно и плавно. На конструкции направляющих установлены датчики, показывающие местоположение кабины в настоящий момент.
Безопасность лифта дополнительно обеспечивается с помощью ограничителя скорости. При возникновении нестандартной ситуации сигнал подается на станцию управления, после чего происходит остановка лифта.
Цена монтажа лифтовых металлокаркасных шахт включает в себя
- Цену проекта на лифтовую шахты;
- Цену материалов для строительства лифтовой шахты;
- Цену изготовления. доставки и монтажа лифтовой шахты;
- Цену остекления или обшивки лифтовой шахты;
- Налог на добавленную стоимость 20%.
Сметная стоимость панорамных металлокаркасных лифтовых шахт
Грузоподъемность лифта, кг | Количество этажей | Стоимость шахты, рублей |
---|---|---|
400 | 4 | от 1 500 000 |
630 | 4 | от 2 000 000 |
1000 | 4 | от 2 500 000 |
Этапы строительства лифтовой шахты
- проектирование лифтовой шахты;
- строительство основания и приямка лифтовой шахты;
- строительство металлокаркасной лифтовой шахты;
- окраска лифтовой шахты;
- остекление или обшивка лифтовой шахты.
Проектирование лифтовой шахты
Каркас лифтовой шахты рассчитывается и проектируется под конкретный лифт, т. е. сначала подбирается требуемое лифтовое оборудование, а затем под него выполняется проект на металлокаркасную шахту
Строительство основания и приямка лифтовой шахты
Приямок лифтовой шахты выполняется из монолитного железобетона с гидроизоляцией. Приямок должен выдерживать все нагрузки, которые действуют на основание от шахты и лифта. Глубина приямка лифтовой шахты обычно составляет от 140 мм. до 1400 мм. в зависимости от типа устанавливаемого лифта.
Строительство металлокаркасной лифтовой шахты
На основании приямка возводится металлический каркас лифтовой шахты, в который устанавливается лифт. Каркас лифтовой шахты может быть выполнен из сварных стальных профилей и из профилей, которые соединяется болтовыми соединениями. В случае, когда лифтовая шахта строится из железобетона или кирпича – строится ствол лифтовой шахты с необходимыми отверстиями и проемами.
Окраска лифтовой шахты
После строительства металлокаркаса лифтовой шахты стальная конструкция обрабатывается специальными составами перед декоративной покраской, зачищаются сварные соединения и окалина. Затем производится окраска поверхностей в несколько слоев специальной краской.
Остекление (обшивка) лифтовой шахты
После завершения монтажа и окраски лифтовой шахты производится ее остекление безопасным стеклом — триплексом. К триплексу предъявляются несколько жестких требований по прочности и толщине. Если необходимо не остекление, а обшивка стальными панелями, то работа по обшивке выполняется аналогично остеклению, за исключением разницы в применяемом крепеже для обшивки. Это завершающий этап отделки лифтовой шахты. На шахте крепятся специальные точечные крепления для стекла и производится установка стекла – многослойного стекла – триплекса, либо обшивка непрозрачным материалом – сендвич-панелями или листами гипсокартона с последующей чистовой отделкой лифтовой шахты снаружи.
Данная последовательность монтажа лифтовых шахт иногда требует проведения дополнительных работ, которые также могут выполнить специалисты нашей компании.
Как заказать монтаж лифтовой шахты
- Прислать запрос на монтаж лифтовой ;
- Получить расчет цены монтажа лифтовой шахты;
- Заключить договор на монтаж лифтовой шахты;
- Оплатить монтаж лифтовой шахты и принять работу.
Для лифтов можно изготовить и специальные лифтовые шахты с различной геометрией и с использованием разных строительных материалов. Фантазия проекта лифтовых шахт ограничивается лишь бюджетом и техническими возможностями лифтов, а они достаточно широки. Например, лифтовые шахты можно спроектировать и изготовить в круглом виде, эллиптическом виде либо в виде необычной шахты из дерева.
Монтаж дверей шахты
На высоте 2551 мм от уровня чистого пола (точной остановки) к закладным деталям шахты согласно рис. 31 приварить уголки поз. 5 для навески и вывески дверей шахты. Закладные детали могут быть установлены в шахте с помощью клиновых анкеров (рис. 31).
Монтаж дверей начинается с первого этажа. Дверь навешивается шпильками поз. 4(рис. 31) на уголки поз. 5 и совмещается плоскостью порога с отметкой чистого пола.
После временного закрепления дверей выполняется их выверка и окончательное крепление (развалка). После окончательного монтажа дверей шпильки поз. 4 срезаются.
Каждая дверь должна быть выверена:
- по общей вертикальной оси по оси притвора;
- по расстоянию от оси направляющих кабины до верхней балки и края порога двери шахты (размеры указываются в монтажном чертеже);
- по отметке чистого пола этажа.
НАПРАВЛЯЮЩИЕ кабины должны быть выставлены до выверки и крепления дверей шахты.
Крепления дверей шахты должно осуществляться уголками 2, 3 (рис. 31) или пластинами толщиной не менее 5 мм, привариваемыми к балке и порогу двери шахты. Варианты установки уголков зависят от положения закладных деталей относительно двери шахты, а также они могут устанавливаться с помощью клиновых анкеров (см.рис.31).
Удалить шлак со всех сварных монтажных швов. Сварные швы и околошовные поверхности защитить лакокрасочным покрытием.
Двери шахты любой огнестойкости монтируются согласно монтажному чертежу и рис. 32, 33, 34.
Требования нормативных документов
Согласно п. 7.14 подачу наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции следует предусматривать:
Примечание:
*нижняя часть помещения (коридора): Часть помещения (коридора), защищаемого приточно-вытяжной противодымной вентиляцией, расположенная ниже дымового слоя при пожаре (3.19 ).
В соответствии с п. 8.8 :
Вариант 1
Схема решения по п. 8.8. может выглядеть так:
Рис. 1 Схема компенсирующей подачи наружного воздуха с использованием систем подпора в лифтовые шахты
Представленное решение позволяет минимизировать количество систем противодымной вентиляции!
Виды лифтовых шахт
Все шахты, внутри которых располагаются лифты, подразделяются на несколько видов:
- Монолитные железобетонные конструкции активно применяются в современных монолитных зданиях. Их основным преимуществом является повышенная жесткость и соблюдение геометрических форм в течение всего периода эксплуатации.
- Для конструкции блочных шахт используется кирпич, а также бетонные или пенобетонные блоки. Они используются в малоэтажных зданиях, отличаются простотой, при сооружении не требуют опалубки и специальной техники.
- Тюбинговые шахты состоят из готовых железобетонных элементов, изготавливаемых на заводах ЖБИ. Они имеют конфигурацию в виде трубы. Скорость монтажа позволяет существенно сократить общее время, затрачиваемое на строительство дома.
- Устройство шахты лифта каркасной конструкции позволяет использовать ее в самых разных местах. Для каркаса используются специальные металлические профили с различным сечением.
Освещение лифта
Принципиальная электрическая схема лифта
Схема малого грузового лифта
Молниезащита дома: устройство и монтаж
Устройство автоматического выключателя
8 Маркировка, транспортирование и хранение
8.1 Маркировка
Маркировку конструкций шахт лифтов следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ 13015.
Маркировочные надписи, знаки и наименование предприятия*изготовителя следует наносить на внутренней поверхности блока, расположенной сзади кабины лифта, а также на верхних поверхностях плит и боковых поверхностях тумб.
8.2 Транспортирование и хранение
8.2.1 Транспортирование и хранение конструкций шахт лифтов выполняют в соответствии с нормативными документами на конструкции конкретных типов, разрабатываемыми с соблюдением требований ГОСТ 13015 и настоящею стандарта.
Блоки и плиты следует хранить в рабочем положении, тумбы в горизонтальном положении, установленными на подкладки толщиной не менее 30 мм или другие опоры, обеспечивающие сохранность конструкции.
Средние блоки следует устанавливать на складе в один ряд. а нижние и верхние блоки допускается устанавливать не более чем в дэа ряда по высоте. Плиты и тумбы следует хранить в штабелях высотой не более 2.5 м.
Конструкции следует устанавливать на складе так. чтобы были видны их маркировочные знаки.
8.2.2 При хранении в штабелях между конструкциями должны быть уложены прокладки толщиной не менее 30 мм. а при наличии выступающих монтажных петель — не менее чем на 20 мм больше высоты выступающей части петель. Прокладки всех вышележащих конструкций должны быть расположены сдна над другой по вертикали в местах, указанных в рабочих чертежах.
8.2.3 Конструкции должны быть защищены от увлажнения на период их хранения и транспортирования.
8.2.4 Подъем, погрузку и разгрузку конструкций следует производить монтажным краном с захватом монтажных петель или с применением специальных захватных устройств, предусмотренных нормативными документами на эти конструкции и указанных в проекте.
12
ГОСТ 17538—2016
УДК 691.328.1.022-413:006.354 МКС 91.080.40
Ключевые слова: конструкции, шахта лифта, верхний блок, нижний блок, средний блок, бетон, грузоподъемность. кабина лифта, технические требования, арматура, закладные детали
13
Редактор Е.Ю. Шапыгииэ Технический редактор В.Н. Прусакова Корректен EJJ. Дупьнвва Компьютерная верстка А.С. Тыртышного
Сдано в набор 23.11.2018. Подписано а почать >3.12.2016. Формат вО « 84 Гарнитура Ариал. Уел. теч. л. 2.32. Уч.-изд. л. 2.10. Тираж 33 »к>. За». 3141
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Издано и отпечатан* во . 123995 Москва. Гранатный пер.. 4. www.90slinfo.1u
Электрическая схема управления лифта
С помощью электрической схемы можно выполнять любое управление в соответствии с нормальной работой лифта. Существует управление с крыши или машинного отделения при производстве ревизии и наладочных работ. Для этого используются специальные кнопки, передающие определенные сигналы на движение.
Виды управления заменяются один на другой с помощью переключателя и штепсельных разъемов. В режиме нормальной работы переключатель устанавливается в соответствующее положение, когда одна группа контактов замкнута, а другая находится в разомкнутом состоянии. Нужный штепсельный разъем вставляется в свое гнездо, а тот который не задействован, удаляется из гнезда. Когда используется электрическая схема пассажирского лифта с односкоростным двигателем, переключающий ролик находится в среднем положении при подходе кабины к заданному этажу. В других схемах перевод ролика осуществляется в точке смены скоростей с большой на малую.
Для остановки кабины лифта на нужном этаже используются герконовый датчик и реле, обеспечивающие точную остановку. Управление двигателем, открывающим двери, производится с помощью реле открытия и закрытия дверей. При полном открывании и закрывании на двигатель воздействуют соответствующие концевые выключатели.
Схема малого грузового лифта
Принципиальная электрическая схема лифта
Освещение лифта
Устройство шахты лифта
Принципиальная схема электродвигателя
Схема реверсивного пуска двигателя
Принцип работы лифта
Кабина лифта крепится на прочных стальных тросах, обхватывающих колесо с канавкой, или шкив. Этот приводной механизм нужен для того, чтобы перераспределять силу.
Сигналы передаются по электрокабелю в машинное отделение, которое находится в верхней части шахты. Если быть точными, то кабель соединяет шкаф управления внизу и кнопочную панель в кабине.
Тросы с одного конца имеют грузы-противовесы, необходимые для того, чтоб уравновесить кабину лифта. После запуска двигателя грузы опускаются, поднимая платформу (и наоборот). Для подъёма кабины не нужна большая мощность, так как основная нагрузка идёт именно на противовесы.
От чего зависит грузоподъёмность лифта? Вес, который способна поднять платформа, зависит от мощности троса и силы его сцепления со шкивом. Оборудование грузовых лифтов отличается от пассажирских машин, прежде всего, тем, что здесь имеется ещё один трос, то есть, ведущее колесо обкручено дважды.
Лифты с редуктором и червячная передача
Подъёмники, которыми оснащены грузоподъёмные машины, могут иметь редуктор. Если схема лифта предусматривает механизм, отвечающий за передачу и преобразование крутящего момента, то речь идёт о так называемой «червячной передаче».
Это значит, что движение вала преобразуется в движение колеса. Механизмы с поступательно-вращательным принципом действия применяются в тех случаях, когда поднимаемые грузы — невелики, а расстояние, которое проходит платформа, — небольшое. Обычно монтаж лифтов этого типа заказывают для коттеджей, небольших отелей, пансионатов и так далее.
Чем отличается подъёмник от лифта?
Мало кто знает, что подъёмник от лифта отличается только устройством дверей. Так, лифт имеет двустворчатые двери, а подъёмник — одностворчатые.
Иногда пассажиры жалуются на то, что двери лифта закрываются слишком долго или очень быстро. Это значит, что реле времени настроено неправильно.
Далее поговорим о безопасности. Оборудование лифтов включает в себя тормоз, который обязан фиксировать противовесы и кабину. В том случае, если тросы ослабились или оборвались, должна произойти блокировка платформы.
В аварийной ситуации срабатывают ловители, связанные канатами с устройством-ограничителем внизу шахты, в приямке лифта. Также ловители заменяют тормоз, если кабина превышает заданную скорость.