Электрооборудование подъемно-транспортных установок,электрическая схема пассажирского быстроходного лифта

Технические характеристики

Типовая электрическая схема отображает малый грузовой лифт, грузоподъемность которого составляет до 100 кг, а количество остановок – от 3 до 12. Движение лифтовой кабины осуществляется со скоростью 0,5 м/с. В подъемном механизме имеется канатно-ведущий шкив, а расположение машинного помещения определено в нижней части сооружения.

В качестве примера рекомендуется рассматривать электрическую схему с тремя остановками. Для приведения лифта в движение используется короткозамкнутый асинхронный двигатель. Подключение питания к двигателю и тормозному электромагниту осуществляется через главный рубильник и автоматический выключатель, установленный для максимальной токовой защиты электрооборудования. Питание цепей управления происходит с помощью переменного тока напряжением 220 вольт, а для цепей сигнализации и освещения кабины используется переменный ток 24 В, выдаваемый понижающим трансформатором. Приведение лифта в действие выполняется с помощью контакторного управления электроприводом. Вся защитная аппаратура и элементы управления смонтированы в едином блоке.

Управление лифтом происходит с первого этажа, который используется как основной загрузочный. В этом месте производится установка кнопочной панели, где расположены кнопки приказа и кнопка СТОП. Схемой предусмотрено наличие на каждом этаже сигнального вызова кабины, и световой сигнализации о ее местоположении.

Для того чтобы исключить подъем и спуск кабины за границы установленных пределов, создается специальная защита с использованием конечного выключателя, смонтированного на кабине. В самой шахте устанавливаются специальные отводки, воздействующие на выключатель. Когда срабатывают ловители кабины, происходит аварийная остановка лифта за счет действия контакта ловителя. Блокировочные дверные контакты позволяют контролировать закрытие шахтных дверей.

Что стоит знать о работе гидравлических и пневматических лифтов?

Гидравлические модели появились в XIX веке, их преимущество в том, что кабина поднимается за счет тросов. Скорость конструкции – небольшая, обслуживание достаточно дорогое, да и шум при движении раздается немалый. Конструкции устраиваются в зданиях с небольшим количеством этажей. К плюсам можно отнести плавность подъема.

Если рассматривать вопрос установки гидравлических лифтов, то специалисты говорят о том, что монтаж выполняется достаточно просто, а установка возможно, если есть хотя бы одна несущая стена.

Расскажем кратко и о пневматических лифтах. Их еще называют аэролифт. В этом случае в устройстве нет кабеля, блока, поршней. Машина отделения как таковая не создается. Модель приводится в движение за счет изменения давления, создаваемого турбиной и вакуумным насосом. Опускание происходит благодаря силе тяжести.

Внутреннее устройство

Для лифтов, основным предназначением которых является перемещение грузов, в кабине которых не допускается нахождение людей, а управление осуществляется дистанционным способом, допускается не устанавливать ловители. По этой причине для них не предусмотрена техническая обработка перед монтажом. В остальных случаях, когда в лифте могут находиться люди, лифтовая шахта всегда оснащается ловителями. Тросы, которые удерживают кабину грузоподъемного механизма имеют увеличенный диаметр. Запас прочности у этих тросов такой, что даже один трос может выдержать вес кабины.

Специалисты имеют большой опыт установки, наладки, диагностики лифтов грузового назначения. Обратившись в нашу компанию, вы получаете гарантированное качество по разумной цене.

Технические характеристики

Типовая электрическая схема отображает малый грузовой лифт, грузоподъемность которого составляет до 100 кг, а количество остановок от 3 до 12. Движение лифтовой кабины осуществляется со скоростью 0,5 м/с. В подъемном механизме имеется канатно-ведущий шкив, а расположение машинного помещения определено в нижней части сооружения.

В качестве примера рекомендуется рассматривать электрическую схему с тремя остановками. Для приведения лифта в движение используется короткозамкнутый асинхронный двигатель. Подключение питания к двигателю и тормозному электромагниту осуществляется через главный рубильник и автоматический выключатель, установленный для максимальной токовой защиты электрооборудования. Питание цепей управления происходит с помощью переменного тока напряжением 220 вольт, а для цепей сигнализации и освещения кабины используется переменный ток 24 В, выдаваемый понижающим трансформатором. Приведение лифта в действие выполняется с помощью контакторного управления электроприводом. Вся защитная аппаратура и элементы управления смонтированы в едином блоке.

Управление лифтом происходит с первого этажа, который используется как основной загрузочный. В этом месте производится установка кнопочной панели, где расположены кнопки приказа и кнопка СТОП. Схемой предусмотрено наличие на каждом этаже сигнального вызова кабины, и световой сигнализации о ее местоположении.

Для того чтобы исключить подъем и спуск кабины за границы установленных пределов, создается специальная защита с использованием конечного выключателя, смонтированного на кабине. В самой шахте устанавливаются специальные отводки, воздействующие на выключатель. Когда срабатывают ловители кабины, происходит аварийная остановка лифта за счет действия контакта ловителя. Блокировочные дверные контакты позволяют контролировать закрытие шахтных дверей.

Виды лифтов

По области применения лифты делятся на пассажирские, грузовые и специальные, по типу привода – на электрические и гидравлические. Упрощенно пассажирский лифт с электроприводом представляет собой кабину, подвешенную на стальных канатах в вертикальной шахте. Установленная в машинном помещении лебедка наматывает канаты на барабан, и кабина движется по направляющим, укрепленным на стенах шахты (угол наклона к вертикали при этом составляет не более 15 градусов). Конечно, современные лифты шагнули далеко вперед по сравнению с этой классической моделью: у электрических лифтов нового поколения машинное отделение, в котором находится главный силовой механизм, может размещаться над, под, сбоку или сзади шахты на любой остановке.

Есть сегодня и электрические лифты без машинного помещения: в этом случае имеющий форму диска приводной двигатель либо крепится прямо к направляющим, либо встраивается в дверную раму на верхнем этаже. Кроме того, сегодня активно внедряется система Twin, позволяющая двум независимым кабинам перемещаться в одной шахте. Они расположены одна над другой и используют одни рельсы и двери.

Каждый лифт имеет собственный привод с ведущим шкивом и собственный противовес, и кабины могут независимо друг от друга подъезжать к этажам, находящимся друг над другом. Такая система обеспечивает высокую пропускную способность при наличии в задании двух и более основных посадочных этажей (например, фойе, приемные, подземные парковки). Движение гидравлических лифтов осуществляется в результате поступательного движения штока.

Гидравлика требует машинного отделения, потребляет довольно большое количество масла и имеет ограничение по высоте подъема – не более 20 м. Плюсы такого типа привода – в экономии электроэнергии (она тратится только на подъем кабины, спуск же происходит без ее потребления) и низкой статической и динамической нагрузке на здание.

Кроме того, именно лифты с гидравлическим приводом позволяют реализовать сложные архитектурные и технологические решения: например, когда требуется установить полностью круглую (в горизонтальном сечении) кабину, выполнить выходы на смежных стенах кабины или сделать лифт без шахты. Гидравлические лифты также пользуются спросом у владельцев 3–4-этажных особняков, двухуровневых квартир, подземных и наземных гаражных хозяйств. В последнем случае гидравлический привод используется для перемещения по вертикали не только людей, но и машин, позволяя создавать полностью автоматизированные паркинги.

Лифт: другие значения слова

Лифт – понятие широкоупотребительное. Его применяют в нескольких смыслах и значениях. Так, существует такое понятие, как социальный лифт. Это особый механизм, позволяющий человеку быстро повысить (или понизить) свой социальный статус в обществе. Классический пример такого «лифта» – история Золушки.

Опытным автомобилистам знаком такой термин, как лифт-комплект. Это набор дополнительных проставок, с помощью которых кузов подымается над рамой внедорожника. Тем самым увеличивается пространство в колесных арках автомобиля.

Данное слово употребляется и в спортивной аналитике. Что такое лифт в футболе? Этим специфическим термином обозначают тот случай, когда футбольный клуб вылетает из более высокой в низшую лигу, но уже через сезон возвращается обратно.

Космический лифт – это концепция безракетного запуска грузов в открытый космос (при помощи троса, натянутого между поверхностью планеты и орбитальной станцией). Впервые такую мысль высказал еще Циолковский. Однако разработки реальных проектов начались лишь в 2000-х годах.

Как работает современный лифт с электрическим приводом: устройство и система безопасности

Первые упоминания о лифтах принадлежат перу римского архитектора Витрувия, который ссылается на Архимеда, построившего подъёмный аппарат в 236 году до нашей эры. Затем лифты строили 6 веке в Египте, в 18 веке во Франции и Российской империи. В 1854 году американский изобретатель Элайша Отис совершил прорыв в конструировании лифтов и продемонстрировал устройство безопасности — ловители. Это дало возможность строить небоскрёбы. Первый пассажирский лифт-подъёмник был установлен в Нью-Йорке тремя годами позже. А первый электрический лифт был запатентован Отисом в 1861 году. Как же работает современный лифт с электрическим приводом?

Кабина лифта подвешена на нескольких стальных проволочных канатах или тросах. Обычно их от 3 до 8 штук. Чтобы тросы не скрипели и не ржавели, их пропитывают маслом. В движение лифт приводит силовая установка — лебедка, расположенная в большинстве случаев в верхней части шахты. Она управляется электромотором и представляет собой канатоведущий шкив, или, иными словами, колесо с широким ободом, которое огибают стальные тросы. Они спускаются на противовес — груз, который уравновешивает кабину лифта и уменьшает нагрузку на двигатель. Оптимальный вес противовеса равен суммарному весу пустой кабины и половины полезной нагрузки.

При вращении шкив за счет сил трения перематывает канаты на сторону кабины или противовеса, которые тем самым всегда движутся в противоположных направлениях. Основная нагрузка выполняется противовесом, к которому тросы крепятся при помощи мощных пружин. Это необходимо для плавности кабины при остановке или начале движения лифта. Скорость движения кабины контролируется специальным контроллером. Снаружи кабины расположены направляющие башмаки, которые скользят по направляющим шахты и поддерживают кабину в вертикальном положении.

Безопасность пассажиров современного лифта обеспечивают около 30 электронных и 5 механических устройств. Самыми главными из них являются автоматические ловители. Эти механические устройства управляются отдельным тросом и шкивом ограничителя скорости. При падении или перегрузке кабины трос ограничителя скорости прекращает движение и за счет этого сильным рывком «выдергивает» клиновидные башмаки ловителя, которые останавливают лифт.

Еще одним предохранительным устройством являются буфера. Эти устройства плавного замедления кабины расположены на дне шахты. Они могут быть полиуретановыми, пружинного или масляного типа в зависимости от номинальной скорости. Буфера предназначены для преобразования кинетической энергии кабины и противовеса в тепловую и призваны смягчить удар в случае неостановки кабины на уровне первого этажа.

Что касается открытия дверей, то этим процессом управляет специальный контроллер. Он определяет вызванный этаж и при помощи автоматического привода открывает двери, чтобы впустить и выпустить пассажиров. Внешние двери лифта не имеют собственных приводов и сами открыться не могут: они надежно удерживаются специальным замком. Открыть их может только кабина лифта: именно на ней расположен привод дверей — и внутренних, и внешних. Для точной остановки на нужном этаже на кабине лифта установлен индукционный или герконовый датчик, который взаимодействует с магнитными шунтами на каждом этаже и тем самым определяет точное положение.

В настоящее время инженеры и конструкторы продолжают совершенствовать лифтовое оборудование. Так, компания thyssenkrupp Elevator работает над первым в мире бесканатным лифтом MULTI, который позволит перемещаться нескольким кабинам в одной шахте в вертикальном и горизонтальном направлении.

Система управления лифта

В машинном помещении расположен специальный выключатель, с помощью которого отключается вся система управления. Перед началом работы лифта он включается вместе с рубильниками и автоматом. Движение кабины начинается, если нажата хотя бы одна кнопка приказа. При этом, контакты концевого выключателя и блокировочные контакты дверей шахты находятся в замкнутом положении. В таком же положении находятся контакты ловителя и кнопки СТОП.

Выбор направления движения и остановка кабины на заданном этаже выполняется с помощью этажных переключателей, которые устанавливаются в шахте на каждом этаже. На кабине закрепляется отводка, воздействующая на переключатели того или иного этажа. У каждого переключателя имеется четыре контакта, все действия которых зависит от того, в каком положении находится рычаг выключателя. В свою очередь положение рычага определяется местом расположения кабины по отношению к данному выключателю.

Для того чтобы отправить кабину на верхний этаж, нажимается кнопка приказа, после чего включается этажное реле (например, на 3 этаже). Два контакта замыкаются и приводят к включению реверсирующего контактора. В результате нажатия на кнопку приказа, по времени наступает последовательное включение этажного реле и реверсирующего контактора. Питание поступает к приводному электродвигателю и тормозному электромагниту, что приводит к растормаживанию лебедки и подъему кабины. Когда замыкается второй замыкающий блок-контакт, включается промежуточное реле, у которого срабатывает размыкающий контакт в цепях катушек реле 1-го, 2-го и 3-го этажа.

Кабина прибывает на требуемый этаж после нажатия соответствующей кнопки вызова. Одновременно срабатывает звуковой сигнал а сигнальный блинкер выбивает номер этажа, откуда поступил вызов. Звуковая и световая сигнализация располагается рядом с управлением лифтом.

Установки с бесконтактной аппаратурой управления

5.5.19. При применении бесконтактной аппаратуры для управления лифтами должны быть соблюдены условия, оговоренные в 5.5.20-5.5.28.

5.5.20. Сложные системы управления группой лифтов должны состоять из отдельных групп блоков управления, при этом:

1) каждый лифт должен управляться отдельной группой блоков, допускающей работу этого лифта независимо от состояния других лифтов и их блоков;

2) должна быть предусмотрена возможность легкого отсоединения блоков лифта без нарушения работы остальных лифтов.

5.5.21. Блоки питания системы управления с логическими элементами должны иметь защиту от КЗ, перегрузок и снижения выходных напряжений с сигнализацией о ее срабатывании. Защита должна быть построена так, чтобы при КЗ, перегрузке или снижении напряжения в одной выходной цепи отключались все выходные цепи блока питания.

5.5.22. Если общая точка системы управления с логическими элементами не заземлена, в блоке питания необходимо предусмотреть контроль замыкания на землю каждой выходной цепи с соответствующей сигнализацией.

5.5.23. Блоки питания должны допускать дистанционное включение и отключение.

5.5.24. Станции управления лифтами, собираемые из отдельных блоков, должны быть снабжены аппаратурой, указывающей прохождение основных сигналов, или гнездами, позволяющими присоединять измерительную аппаратуру для контроля этих сигналов.

5.5.25. Конструкции станций управления и комплектных устройств должны обеспечивать свободный доступ к проводам, кабелям и входным рядам зажимов.

5.5.26. При установке станций управления в шкафах не рекомендуется устанавливать какую-либо аппаратуру, кроме сигнальной, на дверях шкафов.

5.5.27. Цепи кнопок, ключей управления, путевых и конечных выключателей должны быть гальванически разделены. Разделение может быть произведено с помощью входных согласующих элементов или с помощью реле, контакты которых предназначены для работы в цепях с малыми токами.

5.5.28. Цепи напряжением 220 В и выше должны прокладываться отдельно от цепей напряжением ниже 220 В бесконтактных элементов и присоединяться к отдельным, специально выделенным рядам зажимов или разъемным контактным соединителям.

Самые востребованные трёхтонные грузовики для перевозки

Популярным российским автомобилем с грузоподъемностью 3,5 тонны является ЗиЛ-5301 «Бычок». Габариты фургона: ДШВ 3,7 х 2,1 х 2,2 м обеспечивают объем 17 куб. м. Другие модели, в том числе импортные (кроме машин с удлиненной базой) не сильно отличаются от указанных параметров. Средняя скорость довольно высокая, 80 км/ч. Из-за невысокого клиренса (180 мм) «Бычок» позиционируется как городской автомобиль, потому что для езды по пересеченной местности он подходит не очень хорошо. Зато малая нагрузка на ось позволяет ему свободно проезжать там, где есть ограничения для более крупного грузового транспорта. А небольшие колеи облегчают передвижение в узких улочках.

Не менее популярен среди заказчиков ГАЗ-3310 «Валдай». Также есть бортовой ЗИЛ 43272Н и самосвал ЗИЛ 2502. Хотя, для дорог с плохой проходимостью, лучше всех подходит ГАЗ-66.

Из импортных марок данного класса можно назвать цельнометаллические фургоны Iveco Daily 65C15V, BAW 1065Y, VOLKSWAGEN LT-46, фургон Mitsubishi Canter, бортовые Dongfeng DFA 1045, FAW CA1051K26L3, ТАТА LPT 613, Foton Forland BJ1056R, JAC HFC1045KS/KR1S, FORD Transit. Есть также много других моделей.

При необходимости выбора транспорта для разовой или регулярной перевозки грузов до 3,5 тонн можно ориентироваться на следующие машины: ЗИЛ 5301 «Бычок», Foton Forland, ГАЗ «Валдай», Iveco Daily, JAC, FORD Transit. Существует возможность подбора автомобиля в исполнении изотермическая будка, бортовой кузов, фургон с тентом.

Обслуживание лифтов

Проектный срок эксплуатации пассажирского лифта (по ГОСТу) составляет 25 лет. По истечении данного срока ходовая часть устройства тщательно проверяется соответствующей службой технического контроля. После диагностики делается заключение о дальнейшем сроке эксплуатации лифта. Чаще всего он не превышает трех лет.

Раз в два года каждый лифт должен проходить процедуру технического освидетельствования. Эксплуатация изношенной ходовой части противоречит правилам техники безопасности и чревата опасными инцидентами.

Оосновные признаки изношенности ходовой части лифта:

  • Металлический скрежет во время движения.
  • Неравномерно движение лифтовой кабины.
  • Наклон кабины в сторону от вертикального положения.
  • Вибрации во время спуска или подъема.
  • Неточность остановки платформы (допускается «разбег» до 35 мм).

Кнопочное управление лифтом

Для привода используется асинхронный двигатель с конструкцией фазного ротора. Его пуск производится трехступенчатым способом. Электромагнитный тормоз подключается параллельно с обмоткой статора. При включении питания колодки тормоза поднимаются, давая возможность для движения. Для включения контакторов ускорения используется реле времени.

Находясь в кабине, пассажир производит пуск кнопкой КП. Если же необходимо вызвать лифт извне, используется кнопка вызова КВ. Аппаратура управления включает в себя этажные реле ЭР, расположенные на соответствующих этажах. Здесь же располагаются и этажные переключатели ЭП. Для всех этих приборов предусмотрена общая панель управления. Общее количество приборов управления должно совпадать с числом обслуживаемых этажей.

Общая схема лифта

Обычно все механизмы лифта эксплуатируются следующим образом. Для того, чтобы вызвать кабину на какой-либо этаж, необходимо нажать соответствующую кнопку. Кабина приходит в нужное место, останавливается, затем происходит автоматическое открытие дверей. Если кабина уже находится на месте вызова, то при нажатии кнопки двери сразу же откроются.

После того как пассажиры зашли внутрь, нажимается кнопка с номером этажа, расположенная на специальной панели. Получив сигнал, кабина начинает подниматься или опускаться к заданному этажу. Двери перед началом движения автоматически закрываются. Если вызванным лифтом никто не воспользовался, двери через определенное время закрываются. В то время, когда лифт занят, регистрация его вызовов не производится.

постоянном токе

Открывание и закрывание дверей осуществляется путем автоматического привода. Данный механизм рассчитан таким образом, чтобы створки при закрытии не развивали усилия более 153 Н. Дверной привод оборудован асинхронным короткозамкнутым электродвигателем с питанием через понижающий трансформатор.

Управление всеми приводными двигателями осуществляется со специальной панели, которая находится в машинном отделении. Она несет на себе всю управляющую аппаратуру вместе с автоматическими выключателями, имеющими наибольшую тепловую защиту.

Особенности расчета габаритов лифта

Подъемное оборудование от разных производителей отличается грузоподъемностью и габаритами кабины. Размеры лифта являются основными значениями, с учетом которых на этапе проектирования здания архитекторами и инженерами выполняются расчеты дверного проема, площади шахты для размещения подъемного устройства и специального технического помещения.

Размеры лифтовой кабины для конкретного объекта рассчитываются с учетом требований по безопасному размещению людей (груза) при минимальной занятой площади строения. Оптимальные габариты определяются для расчета вместимости на основании анализа потенциального потока людей. Принимается требование по обеспечению возможности перевозки за 5 мин. не менее 6% жильцов. Подъемное устройство должно иметь соответствующие сертификаты и разрешение на эксплуатацию.

Главные производители лифтов

На современном рынке лифтового оборудования можно выделить три лидирующие марки:

  • Otis (США).
  • Kone (Финляндия).
  • Kleemann (Греция).

Otis Elevator Company – старейший производитель лифтов в мире. Компания была основана Э. Г. Отисом еще в 1853 году. Сегодня она занимается производством широкого спектра оборудования – пассажирских лифтов, промышленных подъемников, эскалаторов и т. п. При этом компания Otis производит самые надежные и качественные лифты для небоскребов.

Kone – финская торговая марка, которая совсем недавно отметила свой 100-летний юбилей. Компания производит не только классические лифты, но и краны, эскалаторы, траволаторы. Фирма Kone ориентирована, прежде всего, на экономичность своих машин.

Kleemann – крупнейший производитель лифтовых систем в Европе. Компания работает с 1983 года. Сегодня ее продукция экспортируется более чем в 60 стран мира. Компания выпускает лифты, в том числе и по индивидуальным расчетам. Благодаря этому машины Kleemann можно «вписать» в любое, даже самое нестандартное архитектурное пространство.

В России лифты производятся на Щербинском лифтостроительном и Карачаровском машиностроительном заводах.

Система управления

При поступлении на компьютер сигнала с панели управления, расположенной в кабине, он приводит в движение лебедку, а, соответственно, и систему кабина-противовес. На каждом из этажей установлен датчик, сообщающий информацию о ее местонахождении. При прохождении заданного датчика она совершает остановку и дает команду на открытие дверей, которые не имеют ни своих датчиков, ни собственного питания, что является гарантией того, что они могут быть открыты только с получением сигнала точно на уровне заданного этажа.

Наряду с электрическими системами, сегодня огромной популярностью пользуются гидравлические, в особенности продукция компании Kleemann, которая славится не только высокими показателями надежности и комфорта, но и обладает современным дизайном и уютной атмосферой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессионал и Ко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: